Я все думала: почему Есенин не уехал?
Он же с Айседорой был в Европе, в Америке был. Он запросто мог остаться, тогда огромное множество людей в Европу эмигрировало. А в России был "голод, холод и людоедство", как сам Есенин сказал.
Почему он не остался в безопасном, сытом и красивом месте? Ведь тогда в Берлине и в Париже издавали русские журналы, правительство Чехии выплачивало "иждивение" - пособие литераторам-эмигрантам. Было где выступать и где печататься. Есенина все знали и восхищались его стихами. Почему не уехал?
А он рассказывал: мол, тошнит меня от Европы. Нет здесь души. Совершенно невозможно жить здесь.
Хотя все такие милые и воспитанные! И толерантные. Но, знаете, ткнули вилкой в ухо.
Это в ресторане Есенину официант стал рассказывать, что он бывший офицер. И вот, покинул Россию, сейчас вынужден прислуживать. Сами видите мое плачевное положение.
А вы, Есенин, молодец, что покинули Россию. Правильное решение, приветствую!
Есенин попросил официанта исполнить свои рабочие обязанности и подать ему бокал вина.
А потом встал и сказал тост за здоровье своей страны.
И вот тут на поэта все и накинулись. "Началась кутерьма", как он мягко рассказывал. И благовоспитанные господа ткнули Есенина еще и вилкой в ухо. Маски слетели моментально.
Вот он поэтому не уехал. Не из-за того, что стихи его были там не нужны. Нужны! Не из-за того, что денег не было. У Айседоры были. И сам поэт мог бы зарабатывать. И не из-за сентиментальной тоски по березкам и пашням. Там полно березок и пашен.
А из-за того, что там носят маски. А потом, когда наступит удобный момент, на тебя набросятся всей толпой с вилками и другими предметами. Хотя только что улыбались и кивали: "гут рюсськи поэт!"...
Он лицемерие сразу понял. И от лицемерия его тошнило.
Хотя в России тоже было не сладко, конечно.
Но он не уехал. Не хотел становиться официантом.
Он же был великий русский поэт...
Анна Кирьянова